Валютный рынок

Читать

Фондовый рынок

Читать

Финансы и инвестиции

Читать

Мировая экономика

Читать
Главная | Экономика | История экономики | Пятистадиальная модель Листа

Пятистадиальная модель Листа

общественные организации

Еще в начале прошлого века немецкий экономист и историк Фридрих Лист, один из основателей нашей науки, разделил историю экономического развития на пять стадий:

Первая — стадия дикости, продолжавшаяся несколько десятков тысяч лет и завершившаяся примерно в Х—XII тысячелетии до н.э. с переходом к оседлой жизни, хозяйство в этот период носило присваивающий характер — охота, собирательство, рыбная ловля; организация общества характеризовалась стадно-коллективными формами.

Вторая — стадия пастушеская, примерно с Х по V тысячелетие до н. э.: основной вид деятельности — скотоводство, а земледелие — огородничество играет вспомогательную роль; организация общества — родо-племенная.

Третья — стадия земледельческая, с V тысячелетия до н. э. по середину XIII века уже нашей эры; основной вид деятельности — земледелие; организация общества семейно-сословно-государственная.

Четвертая — стадия земледельческо-мануфактурная, с середины XIII по середину XVII века; основные виды деятельности — сельское хозяйство и ремесло; организация общества — сословно-государственная.

Пятая — стадия земледельческо-мануфактурно-коммерческая, с середины XVII по середину XIX века: основные виды деятельности — земледелие, ремесло-промышленность, торговля: организация общества — сословно-государственная.

Сегодня, к этому делению следовало бы прибавить шестую стадию — финансово-промышленную, с середины XIX до последней четверти XX века.

Трехстадиальная модель Гильденбранта—Бюхера

Другие немецкие экономисты и историки — Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине прошлого века, выделили всего три стадии в истории хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

1) “естественное”, натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен — до середины XIII века. Путь в среднем не более мили — с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом.

2) “денежное” (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей. 3) “кредитное” (или народное) хозяйство начиная с XIX века. Путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики, а оттуда в дома потребителей, а в обратном направлении — машины и оборудование, сталь, ткани, обувь и пр.

Формационный подход Маркса—Сталина

А вот в нашей стране единственно правильным 75 лет считался так называемый “политический” (или марксистский) подход, предложенный во второй половине XIX века Карлом Марксом, перекочевавший затем в работы Ленина и официально утвержденный Сталиным в 1933 году. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основные средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1. Общинный (или первобытно-общинный) строй — с Х тысячелетия по VI век до н. э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю — основное средство производства, а следовательно, нет эксплуатации. Основное общественное отношение — внутриобщинный дарообмен. Принуждение к труду носит объективно-физиологический характер — кто не добывает себе пропитания, умирает от голода. Классов не существует.

2. Рабовладельческий строй — с V века до н. э. по V век н. э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно-террористический характер — пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с “плохими” рабами. Основное общественное отношение — рабство. Основные общественные классы — рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы — антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.

3. Феодальный строй — VI—XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер — владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение — рента. Основные общественные классы с антагонистичными „интересами — крестьяне и феодалы.

4. Капиталистический строй — XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно-экономический характер — тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение — прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами — рабочие и капиталисты.

5. Коммунистический строй — наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а следовательно, исчезает эксплуатация. Принудительный, “тяжелый” характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

Читателей этой статьи также интересует:
  • Страны мира
    В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания: описательные, логические, компаративистские, так и специальные: исторические, экономические, психологические и математические

Источник: http://www.gumer.info
Добавить комментарий:
Имя:
E-mail: