Коллекторы не хотят писать должникам SMS
Взыскатели долгов со следующего года могут лишиться права прямого общения с должником
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подготовила поправки к законопроекту, который в ближайшее время будет внесен в правительство. Текущая версия проекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» дает должнику право отказаться от личного контакта с коллекторами. Те, в свою очередь, не хотят общаться с должниками по SMS и отправлять письма в один конец. НАПКА готовится представить поправки сразу же после внесения законопроекта в правительство.
Основным разработчиком правил коллекторской деятельности — их еще нет — является Министерство экономического развития. Также в их создании принимают участие комитет Госдумы по собственности, Минфин, ЦБ, Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и НАПКА. Сейчас законопроект, первые вариации которого появились в прошлом году, проходит последние согласования в Минфине и Минюсте, в ближайшее время документ попадет в правительство, рассказали «Известиям» в НАПКА. Внесение в Госдуму ожидается осенью, а вступление в силу — с 2013 года.
Коллекторы будут писать «на деревню дедушке»
Коллекторов не устраивает текущая редакция проекта — по их мнению, в Минэкономразвития перестарались и чересчур защитили должников, говорит вице-президент НАПКА Елена Докучаева, которая также возглавляет агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» (входит в Adela Financial Retail Group Евгения Бернштама).
Во-первых, коллекторы просят исключить из законопроекта норму, которая дает должнику право в одностороннем порядке отказаться от личного контакта с коллекторами. В ст. 10 законопроекта говорится, что «должник вправе потребовать от взыскателя прекращения с ним взаимодействия... С даты получения уведомления взыскатель не вправе взаимодействовать с должником иначе как путем направления писем по почте или по электронной почте, текстовых сообщений на мобильный телефон». Коллекторы не хотят общаться с должниками по SMS и писать письма в один конец.
— Это право при обсуждении в НАПКА вызвало больше всего нареканий со стороны коллекторов и кредиторов, — говорит Докучаева. — При текущей финансовой грамотности должников этот отказ от устного общения приведет к негативным последствиям: кредиторы, защищая свои права, будут обращаться в суды с требованием о принудительном погашении задолженности, и мы завалим их исками. Должники же будут безвозвратно портить свои кредитные истории. При устном досудебном общении таких последствий можно было бы избежать. Кроме того, судебные расходы по уплате госпошлины, которые понесут кредиторы, в случае победы переложат на должника.
Защитники прав потребителей против идей коллекторов
В США должник вправе отказаться от личного контакта с коллекторами и перенаправить их к своему адвокату. «Но это в конечном счете не исключает коммуникаций; у нас же все передернули», — сетует Докучаева.
– Я против исключения из законопроекта этой нормы, поскольку личный контакт с коллекторами можно расценивать как чрезмерное воздействие. Это посягательство на свободу, — считает юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов. — Все формы воздействия законом прописаны, и главный — это суд. То, что инстанции будут завалены исками, — преувеличение, это надумано.
Еще одна норма, которая не устраивает коллекторов, — обязанность кредитора уведомлять должника о переуступке прав требований по долгу заказным письмом с уведомлением о вручении. В НАПКА поясняют, что при соблюдении этого требования деятельность коллекторов может стать нерентабельной. Например, долги телекоммуникационным компаниям, как правило, небольшие (в среднем 700 рублей) и списываются банками ввиду нежелания соблюдать данное требование. Соответственно, при списаниях банки не прибегают к услугам коллекторов. Но когда таких долгов много, речь может идти о привлекательных для агентств суммах. Коллекторы предлагают предусмотреть другие способы уведомления должника — например, по электронной почте. Глава Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин поддерживает эту идею, указывая, что упрощение этого алгоритма облегчит работу коллекторских агентств.
- Клиент банк
ДжиИ Мани Банк постоянно работает над улучшением качества своих услуг: как над расширением количества каналов, с помощью которых наши клиенты могут совершать платежи по кредитам и пополнять баланс карты, так и над повышением оперативности работы существующих каналов
Источник: http://lf.rbc.ru
Последние финансовые идеи:
- 09.12.2014 - Открыть депозит в банке сегодня – самый выгодный мультивалютный вклад.
- 19.12.2013 - Роботы, контролирующие валютный рынок и валютный курс, работают неэффективно
- 18.12.2013 - В Европе появляются новые участники валютного рынка
- 17.12.2013 - Как можно сберечь деньги на отдыхе?
- 16.12.2013 - Классификация стратегий доверительного управления
- 15.12.2013 - Этапы развития трейдера
- 14.12.2013 - Торговля акциями на российском рынке