Валютный рынок

Читать

Фондовый рынок

Читать

Финансы и инвестиции

Читать

Мировая экономика

Читать
Главная | Аналитика | Нефть и газ | Проект ВСТО: время подводить итоги
  • Vkladovik.ru/saratov

    Подробное описание депозитов Саратова на vkladovik.ru/saratov.

    vkladovik.ru

Проект ВСТО: время подводить итоги

Проект ВСТО: время подводить итоги

За прошедшие два года с того момента, как по трубопроводу ВСТО пошла нефть, изменилось очень многое. Изменилось не только отношение к проекту как длинной трубе, но и появились некоторые особенности работы «Транснефти» и российских нефтяных компаний, которые позволяют говорить о том, что именно на ВСТО мы видим вариант нового отношения к трубопроводу - не только как к экономическому, но и как к геополитиче-
скому и инновационному проекту. Что прошло за эти два года и что ждет ВСТО в дальнейшем?

По сути, 2010 год был для проекта ВСТО «разминочным»: планировались работы по запуску ответвления на Китай, шли приготовления к строительству второй очереди трубопровода, в том числе и в порту Козьмино, а сама нефть марки ESPO только оценивалась рынком. В 2011 же
году можно было говорить о начале полноценной работы первой очереди ВСТО. Уже в этом году по первой очереди ВСТО было прокачано 15 миллионов тонн для потребителей, покупающих нефть в порту Козьмино и почти столько же для Китая. Таким образом, уже в этом году можно ожидать роста объемов до 40-50 миллионов тонн. Благо, нефтяные компании, особенно «Роснефть» с Ванкорским месторождением и ТНК-ВР с Верхнечонским, готовы давать дополнительные объемы на экспорт.
Смотреть на то, как возводят ВСТО, было очень интересно, ведь впервые со времени распада СССР в России был создан и начал функционировать такой гигантский проект.

НА НАШ ВЗГЛЯД, ОСНОВНЫМИ СОБЫТИЯМИ В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДА СТАЛИ:
Путь в Азию. Основными покупателями нефти ВСТО стали страны АТР. Это не случайно - многие из них зависят от поставок нефти с неспокойного Ближнего Востока, поэтому появление надежного (а трубопровод надежнее танкеров по определению) источника нефти высокого качества стал для них важным событием.
Начало поставок российской нефти в Китай. Несмотря на то, что с китайской стороной возникли некоторое непонимание по поводу самовольного определения специалистами Поднебесной тарифа на прокачку нефти, этот шаг дает понять, что «черное золото» ВСТО признано в крупнейшем мировом потребителе этого ископаемого. Китай готов платить и, есть ощущение, что в дальнейшем он не ограничится всего 15 миллионами тонн в год. По нашим прогнозам, уже в 2012 году, с запуском ВСТО-2, официальный Шанхай начнет переговоры о поставках дополнительного количества нефти.
Мировое признание российской нефти. Благодаря разработке новых месторождений в Восточной Сибири, потребители, покупающие нефть из Козьмино, получают не смешанную с высокосернистой башкирской нефть. Если в первые месяцы продажи нефти марки ESPO торговалась с дисконтом по отношению к ближневосточной, то уже сегодня ее предпочитают многие потребители. По американским стандартам плотность
одной из смесей на основе нефти, поставляемой через ВСТО, под названием ESPO blend, составляет 34, 8° API с содержанием серы 0, 62 %
(до 0, 53 %), в то время как одна нефть сорта Dubai значительно более сернистая - 2.0 % при плотности 31° API. Важно помнить, что многие азиатские страны не имеют собственного маркерного сотрта нефти, поэтому, скажем, для Китая, ориентация на ESPO была бы выгодна.

Судите сами:
В 2010 году основными покупателями нефти ВСТО из порта Козьмино были:

Южная Корея - 38 %
Япония - 22 %
CША - 11 %
Китай - 7 %
Тайланд - 7 %
Сингапур - 5 %


В 2011 году:
США - 27 %
Япония - 19 %
Китай - 18 %
Южная Корея - 13 %
Филиппины - 9 %
Тайланд - 7 %
Сингапур - 4 %
Перу, Индия, Индонезия - по 1 % каждая.


Заметно, что произошло не только расширение географии, но и утверждение ESPO как качественного продукта у крупнейших экономик мира - США, Китая и Японии.
Запуск нефтепровода «Пурпе-Самотлор». Строительство этого объекта позволяет говорить о том, что в компании видят возможность будущей диверсификации поставок российской нефти в зависимости от экономической конъюнктуры. Благодаря строительству этой «перемычки» Россия может сама решать - куда и сколько нефти ей нужно поставлять. Плюс, в случае непредвиденных ситуаций, всегда будет возможность подстраховать одно месторождение другим.
Строительство крупного порта на Дальнем Востоке. Сегодня Козбмино - это передовой порт России, в который каждый день заходят крупные танкеры. А ведь всего пару лет назад ничего этого не было. Сегодня СМНП «Козьмино» активно готовится к увеличению мощности системы ВСТО: возводится дополнительная система учета нефти на береговых и причальных сооружениях, продолжается обустройство причала № 2 для приема одновременно двух танкеров и строительно-монтажные работы на пункте приема нефти. На 2012 год также запланированы мероприятия ФГУП «Росморпорт» по дноуглублению акватории в районе причала № 2 и укреплению подходной дамбы для обработки танкеров дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. До окончания работ по строительству второй очереди трубопроводной системы ВСТО количество отгружаемого сырья из спецморнефтепорта «Козьмино» останется на прежнем уровне. Таким образом в 2012 году планируется отправить на экспорт 15 млн тонн нефти. По утвержденному графику подачи и расстановки тоннажа в январе в порту будет обработано 13 судов.

Завершение строительства линейной части ВСТО-2. Вторым этапом реализации проекта нефтепроводной системы предусмотрено строительство магистрального нефтепровода на участке НПС Сковородино - СМНП «Козьмино» и соответствующее увеличение мощности уже построенного участка нефтепровода Тайшет - Сковородино до 80 млн. тонн нефти в год. По сути, это не только завершило громадный проект, но и дало ясный сигнал компаниям-партнерам о том, что ВСТО - это всерьез и надолго. В современно мире, где все то и дело ждут кризиса, такой сигнал может быть расценен как положительный.
Из тех особенностей, что сопровождали строительство ВСТО в 2010 и 2011 годах можно отметить:
Ускоренные темпы строительства. Несмотря на то, что первую очередь ВСТО ждали не раньше 2011 года, «Транснефти» удалось построить трубопровод несколько раньше. Особенно возросший темп строительства видно на примере возведения второй очереди ВСТО. В этом году нефть пойдет по трубе, тогда как ранее говорилось, что достичь этого не удастся ранее 2013-2014 года. Думается, что Трубопродная компания получила отличный опыт и для дальнейшего строительства.
Новый формат работы с нефтяниками. По сути, «Транснефть» стала катализатором не только для развития многих населенных пунктов, которые пролегают близь ВСТО, а побудила нефтяные компании активнее осваивать новые месторождения. Что уж говорить, если монополия сама, за собственный счет, построила трубопровод «ЗаполярьеПурпе», ожидая, что нефтяники заполнят его обговоренными объемами нефти.
Работа на опережение. Расширение морского порта Козьмино, который уже второй год подряд отгружает по 15 миллионов тонн нефти покупателям идет уже сегодня, хотя, чтобы загрузить его 30 миллионами тонн в год потребуется весь 2012 год. Также «Транснефть» продолжает строить важные трубопроводы-перемычки, которые соединяют трубопроводы с месторождений Западной Сибири с трубопроводом ВСТО - «Пурпе-Самотлор».

В свете того, что уже в этом году начнется выход на полную мощность всего проекта ВСТО после завершения ВСТО-2, Россия получит возможность
диверсифицировать поставки нефти на мировые рынки, что сделает ее менее зависимой от экономических и, что скрывать, политических проблем
Европы. По планам, запуск ВСТО-2 позволит увеличить долю российской нефти на рынке АТР с 3, 8 % до 5, 5 %, а в перспективе, довести ее до 8 %. Новые рынки сбыта среди финасово обеспеченных «азиатских тигров» обеспечат российским компаниям доступ к дешевым кредитам, что положительно скажется на их работе по освоению новых месторождений в России. Несомненно повысится надежность поставок по всей трубе ВСТО и скорость, так как нефть больше не нужно будет отгружать в вагоны. Не будем забывать, что в связи с напряженностью вокруг Ирана и Ливии, именно нефть из России становится крупнейшей альтернативой ближневосточной нефти. А раз так, то строительство ВСТО оказывается важным делом не только в российском, но и мировом масштабе.

Читателей этой статьи также интересует:
  • Газпром экспорт
    В дальнейшем все будет во многом зависит от того, насколько европейцам удастся справиться со своими экономическими неприятностями, в частности от того, как будет развиваться ситуация в Греции

Источник: http://topneftegaz.ru/
Добавить комментарий:
Имя:
E-mail: