Средневековая экономическая мысль России
Экономическое и политическое развитие России обладало определенной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частности возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство унаследовало от татар определенные черты восточной деспотии.
Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг. XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трактаты более раннего времени, с использованием богословской аргументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государственном управлении, подобно рассмотренным выше древневосточным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовавшим в это время в российской церкви течением «нестяжателей». Рассмотрим несколько примеров.
1. Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства никому не мощно собрати».
2. Торговая прибыль и ссудный процент. В отношении прибыли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается полностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое животное Божьим повелением растет... твоему же сребру не положи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно¬му повелеваеши расти».
3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргументирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьян¬ских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.
- Развитие государства
Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армии, и это государство будет завоевано соседями
Источник: http://ecouniver.com
Последние финансовые идеи:
- 09.12.2014 - Открыть депозит в банке сегодня – самый выгодный мультивалютный вклад.
- 19.12.2013 - Роботы, контролирующие валютный рынок и валютный курс, работают неэффективно
- 18.12.2013 - В Европе появляются новые участники валютного рынка
- 17.12.2013 - Как можно сберечь деньги на отдыхе?
- 16.12.2013 - Классификация стратегий доверительного управления
- 15.12.2013 - Этапы развития трейдера
- 14.12.2013 - Торговля акциями на российском рынке