Валютный рынок

Читать

Фондовый рынок

Читать

Финансы и инвестиции

Читать

Мировая экономика

Читать
Главная | Экономика | История экономики | Экономическая мысль мусульманского средневековья

Экономическая мысль мусульманского средневековья

что такое философия

Характеристика эпохи

Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний. За сто лет (в VII—VIII вв.) арабы завоевали колоссальную территорию. Арабский халифат был больше Римской империи и простирался от Испании до Индии. В его состав вошли и многие развитые страны, население которых, переходя в ислам, вносило свой вклад в формирование мусульманской культуры. В частности, бывшие византийские провинции Сирия и Египет были проводниками античной культуры и в том числе античной философии в исламском мире. Средневековая исламская философия, так же как и в Европе, первоначально развивалась в рамках богословия. Наибольший ее расцвет приходится на XI—XII вв., но и позже, несмотря на постепенное усиление в исламском богословии догматизма и мистицизма, в ней встречаются глубокие мыслители. Одним из них был уроженец Туниса, философ и историк Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332—1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, и которой большое место было отведено экономическим проблемам.

Предмет и метод

Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подходы. Важным методологическим положением была идея о взаимосвязанности явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, — писал он, — в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, — отмечал философ, — обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать... Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно».

Основные теоретические положения

1. Теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. «Знай, — писал Ибн-Хальдун, — что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». Первый этап он называет «дикостью». Здесь люди имеют присваивающее хозяйство, т.е. занимаются охотой и сбором съедобных растений. На тором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство в виде земледелия и скотоводства. На третьем этапе, называемом Ибн-Хальдуном «цивилизацией», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» — городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующее арабское слово.)
С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и племенной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от племенного вождя, бывшего первым среди равных и возглавлявшего племенное ополчение, эмир опирается на наемных воинов и чиновников. Государство, по мнению Ибн-Хальдуна, — это аппарат насилия над собственным народом.
В связи с этим на третьем этапе у Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, т.е. систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным — насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Как мы видим, поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. «Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений». К неестественным способам Ибн-Хальдун относит налоги («налоги и поборы образуют основу государства»), монопольную государственную торговлю («эмиры... занимаются приобретением продукции у земледельцев... и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.
Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и семена его гибели. Аппетиты государства постепенно растут, что приводит к «измышлению государем новых видов сборов», однако одновременно это порождает снижение деловой активности людей, «стеснение и тягость, исчезновение доходов, а это убивает их надежды, связанные с торговлей». «И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках... наступит застой... и люди рассеются... ища пропитание в других землях... и разрушатся города. А с их разрушением разрушится государство и власть». Речь идет о том, что, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армии, и это государство будет завоевано соседями. Но для населения данного региона история будет продолжаться. Если, например, завоевателями были соседние племена, то у них со временем тоже появится государство и далее, по мнению Ибн-Хальдуна, все пойдет по указанной схеме.

2. Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, т.е. цена также «включает в себя (труд) других, так плотничество использует дерево, ткачество — пряжу и (таким образом) труда в этих ремеслах больше». Кроме того, Ибн-Хальдун указывал, что введение косвенных налогов ведет к росту цен облагаемых товаров.

3. Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос».

4. Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла — золото и серебро, — писал он, — чтобы они были мерой всякого движимого имущества», «они — основа приобретения, накопления и сокровища».

Читателей этой статьи также интересует:
  • Меркантелизм. Характеристика эпохи маркантелизма
    Они заинтересованы в развитии торговли, а для этого необходимо снятие многочисленных таможенных барьеров между отдельными феодальными владениями, строительство и защита дорог, введение единого налогового законодательства

Источник: http://ecouniver.com

От: Феликс_1

Очень много схожего с современными устоями. Казалось бы, далекое средневековье, а порядки в какой-то мере дошли и до нас. Оброки, оброки и еще раз оброки – это было и будет во все времена. Прелесть современных налогов в том, что они взимаются по четкой схеме, которая приемлема своей стабильностью. А в те времена поверх одного оброка падишах или эмир мог установить и другой, происходило это с заметной частотой, отчего совсем не позавидуешь средневековым народам. В частности жалко тогдашних «предпринимателей»! Торговля – чуть ли не единственный способ того времени жить в достатке, но череда новых законов наверняка заставляла торговцев опускать руки. Тонко проведена грань связи макроэкономики с удержанием порядка и государства в целом.

Добавить комментарий:
Имя:
E-mail: