Финансовый закат Европы откладывается на какое-то время
Тема рецессии в европейской экономике стала особенно актуальной из-за проходящего в Брюсселе саммита ЕС. Большинство экспертов считают, что лидерам европейских государств удастся продвинуться хотя бы на полшага вперед по пути сохранения еврозоны, несмотря на разницу в позициях Германии и периферийных стран Евросоюза. Для России это будет означать повышение шансов на стабильность в отношениях с ее основным внешнеэкономическим партнером.
В начале октября в странах ЕС были представлены предложения группы экспертов, разработавших под руководством президента Европейского Совета Хермана Ван Ромпёя проект документа, в котором намечены пути решения самых острых проблем Евросоюза. Можно сказать, что на кризис Евросоюза аналитики предлагают ответить созданием целого ряда союзов в нескольких сферах деятельности. Речь идет о формировании банковского союза для укрепления этого сектора экономики, фискального союза для ужесточения контроля бюджета; экономического союза для координации трудовой и социальной политики; политического союза, который сделает систему в целом более демократичной.
Продвижению европейских стран по пути укрепления ЕС, по оценке ряда экспертов, могут помешать различия в позициях канцлера Германии Ангелы Меркель, настаивающей на мерах жесткой экономии в периферийных странах Евросоюза, и лидеров этих государств, находящихся под давлением социальных протестов населения. Некоторые аналитики даже заговорили о возможном выходе Германии из еврозоны.
Опасения, связанные с отсутствием поддержки немецких граждан европейской интеграции, преждевременны, уверен заведующий отделом конъюнктурной политики Немецкого института экономики доктор Фердинанд Фихтнер.
«Поддержка со стороны немецкого населения европейской интеграции, а также совместной валюты евро в принципе присутствует. Люди все еще довольно позитивно смотрят на сотрудничество разных стран в рамках Европейского Союза, - подчеркнул немецкий экономист во время видеомоста Москва – Берлин, организованного РИА Новости. – Я немного озабочен предстоящими итогами 2012 г., поскольку сейчас видны признаки того, что германская экономика немного потеряет динамику. Конъюнктура в Германии будет немного хуже. Мы также прогнозируем, что слегка подрастет и безработица. Когда люди увидят это, они, естественно, заметят связь между ростом безработицы, другими социальными проблемами и кризисом еврозоны. Вот тогда можно будет всерьез говорить, что поддержка немецких граждан европейской интеграции станет ниже».
«Сейчас трудно сказать, окажется ли достаточно эффективным запущенный совсем недавно европейский механизм финансовой стабильности», - полагает руководитель Центра европейских исследований РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов. – «В южноевропейских странах проблемы дефицита бюджетов связаны не только с раздутыми расходами, но все в большей степени - с падающими доходами, что вызвано стагнацией экономики. Все это наслаивается на высокую безработицу, которая быстро растет и в Греции, и в Испании, там она просто бьет все рекорды. Причем средние цифры безработицы, которые уже достигли четверти населения, по отдельным категориям граждан, к примеру, молодежи, и отдельным регионам доходят до половины трудоспособных жителей».
.В какой-то момент может произойти социальный взрыв, и тогда все намеченные сейчас экономические меры, по оценке г-на Кузнецова, могут оказаться вторичными и недостаточными, чтобы загасить такой пожар.
Тем не менее, решимость лидеров ЕС, прежде всего, его ведущих стран сохранить интеграционный проект, полагает российский ученый, является не просто политическим заявлением, но и фактором, который стабилизирует финансовые рынки и способствует уверенности в будущем у бизнесменов. Они начинают более оптимистично смотреть на перспективы своих стран и соответственно закладывают основы для более устойчивого роста бизнеса.
Еще несколько месяцев назад звучали заявления, что зона евро свалится в глубокую рецессию, а германская экономика будет демонстрировать нулевой рост,- подчеркнул Алексей Кузнецов. – Сейчас же прогноз, сделанный в начале октября совместно несколькими ведущими немецкими институтами, предполагает пусть небольшой, но рост экономики в этом году (около 1%). А перспективы на 2013 г. тем более нельзя назвать драматичными».
Многие аналитики отмечают, что Евросоюз получил свою Нобелевскую премию мира ровно в тот момент, когда самый амбициозный проект в его истории – единая валюта – отметил трехлетие непрерывного кризиса. И годовщина получилась славной: на этой неделе стало, кажется, окончательно понятно, что проект выживет и даже, наверное, в нем увеличится число участников.
Финансовые аналитики сравнивают проект единой валюты с браком и пишут, что хотя громкого развода и расставания с частью детей – непослушных и неряшливых – не произошло, будущее валютного союза выглядит не самым радужным: скорее всего, это будет неравный брак без любви с постоянными скандалами и угрозами некоторых из 17 сожителей отсоединиться и отправиться на время в отдельную комнату.
Но если с судьбой самой валюты все более или менее ясно, то что делать со стагнацией экономик, растущей безработицей и социальной дезориентированностью в проблемных странах ЕС – а также со все увеличивающимся разрывом в качестве жизни между Севером и Югом Европы, а также с нарастающим популизмом, а также с очередным взрывом сепаратизма (взять хотя бы Шотландию и Каталонию), – совершенно непонятно.
Впрочем, пока это только угрозы, немедленной опасности нет, хотя думать о каких-то изменениях, о том, как снять эти угрозы, необходимо уже сегодня, подчеркивают финансовые аналитики. Еврозона не может не меняться – и она уже изменилась.
Этому способствовали три события.
Первое. Европейский ЦБ согласился скупать без ограничений облигации всех проблемных стран еврозоны, если они согласятся на условия выкупа (еще бы они не согласились). А Марио Драги, председатель ЕЦБ, еще дополнительно сообщил, что готов использовать все доступные ЕЦБ инструменты, чтобы предотвратить любое покушение на целостность еврозоны.
Второе. Наконец начал работать постоянный фонд вспомоществования проблемным странам в размере 500 млрд евро, или 645 млрд долларов.
Третье. Ангела Меркель, канцлерина Германии, нанесла визит в Афины и скрепя сердце заявил, что Германия не позволит отколоть Грецию от валютного союза; еще недавно правящая в Германии коалиция всерьез рассматривала вопрос об исключении Греции.
И теперь на валютном рынке – тишь и благодать. Колебания, конечно, случаются, но эсхатологическая атмосфера развеялась. Цена долгов проблемных стран стала снижаться, и теперь уже Испании вроде бы даже не потребуется столько денег, сколько мог бы ей дать Европейский ЦБ.
Климат меняется, вздыхают экономисты из Citigroup – и уже не пишут про «грексит», то есть выход Греции из еврозоны, а вероятность этого события снижают с 40% до 10%.
Правда, прогноз Citigroup касается только ближайших полутора лет – потому что в будущем году в Германии состоятся очередные парламентские выборы, и чем они закончатся, предсказать невозможно: позиции коалиции, которую возглавляет Ангела Меркель, отнюдь не так прочны, как прежде, и не последнюю роль в ослаблении сыграл как раз греческий кризис.
На фоне общего оптимизма диссонансом прозвучал один голос, который, к несчастью, принадлежит Международному валютному фонду. Этот голос говорит, что охранительная политика Евросоюза и Европейского ЦБ – путь в пропасть: меры принимаются решительно недостаточные, капитал из еврозоны утекает, страхи растут, экономики сокращаются. МВФ уверен: бюджетные ограничения, ставшие одним из главных инструментов борьбы с еврокризисом, пагубны для экономического развития.
Правоту МВФ отчасти подтверждает общественная реакция на меры по спасению еврозоны от кризиса. Общественные финансы сокращаются и будут сокращаться – гражданам это решительно не нравится. Работы нет и не предвидится – это нравится им еще меньше. Южная Европа впадает в политическую зависимость от северной – и это также немаловажный разочаровывающий фактор для взволнованной толпы.
В наиболее сложном положении в случае углубления рецессии европейской экономики, по мнению профессора Российской экономической школы Константина Стырина, могут оказаться компании сырьевого сектора российской экономики, причем не столько нефтяной и газовой промышленности, сколько металлургической индустрии, которая напрямую завязана на экономический рост в зарубежных странах.
«Говоря о возможных перспективах мировой и европейской рецессии, я бы все-таки придерживался умеренно оптимистичных взглядов, - заявил ученый РЭШ. - В отличие от 2008 г., сегодня и политики, и бизнесмены готовятся к возможному спаду в экономике. А когда все готовятся к чему-то плохому, шанс на то, что это произойдет, снижается. Повторение кризиса в том виде, в котором он происходил четыре года назад, маловероятно».
- Малому бизнесу тоже не хватает кадров
Разные другие бытовые вопросы, отсутствие понятных перспектив роста и прочее все, что составляет жизнь людей и становятся, кажется, основной причиной того, что молодые граждане не спешат стать классными спецами
Источник: http://www.km.ru/
Последние финансовые идеи:
- 09.12.2014 - Открыть депозит в банке сегодня – самый выгодный мультивалютный вклад.
- 19.12.2013 - Роботы, контролирующие валютный рынок и валютный курс, работают неэффективно
- 18.12.2013 - В Европе появляются новые участники валютного рынка
- 17.12.2013 - Как можно сберечь деньги на отдыхе?
- 16.12.2013 - Классификация стратегий доверительного управления
- 15.12.2013 - Этапы развития трейдера
- 14.12.2013 - Торговля акциями на российском рынке